Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категории организаций по гражданской обороне: как узнать свою». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уполномоченный орган самостоятельно оценивает статус предприятия, после чему ему присваивается или не присваивается категория объекта по гражданской обороне, сама компания в этом процессе участия не принимает. По факту вынесения решения в компанию в течение месяца с момента принятия решения направляют уведомление о вхождении лица в классификацию по ГО.
Как определить статус по ГО
Если такого уведомления компания не получала, это значит, что в настоящий момент в классификацию она не входит.
Если у компании возникла необходимость проверить статус, легкого способа, как узнать категорию организации по ГО и ЧС, не существует: список категоризированных лиц не публикуется, т. к. содержит охраняемую законом тайну, а документы, на основании которых производится категоризация, имеют ограниченный доступ.
МЧС в письме №11-15-1811 от 29.05.2020 разъясняет, как определить категорию по гражданской обороне организации: для этого необходимо обратиться в отдел мобилизационной подготовки администрации субъекта РФ по месту нахождения компании. Обращение составляется в свободной форме, ответ придет в течение месяца.
Кто и зачем делит организации на категории
Категории по ГО назначаются в соответствии с Правилами отнесения организаций к категориям по гражданской обороне. Первостепенное значение имеет то, какую роль в государственной экономике играет деятельность предприятия, какое влияние оказывает на безопасность персонала и населения (Постановление Правительства 804 от 16.08.2016). Гражданская оборона предполагает разработку и реализацию системы мероприятий для защиты людей и стратегических объектов от опасностей, которые возникают во время войны и стихийных бедствий.
Перечень предприятий формируется федеральными службами, госкомпаниями и корпорациями. Он согласуется с МЧС РФ, сведения передаются в органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся производственные объекты и учреждения.
В соответствии с этим списком организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, — это объекты, которые играют важную роль в защите государства, имеют стратегическое и экономическое значение. Такие предприятия имеют высокую степень угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, как в мирное, так и военное время, выполняют мобилизационные задания. Категорийными являются уникальные исторические культурные объекты, которые находятся под защитой государства.
Обязанности категорированных МЧС юрлиц
От статуса предприятия зависит работа многих служб и систем. Организации с категорией по ГО создают и поддерживают в готовности:
- нештатные формирования для выполнения мероприятий по ГО (приказ МЧС № 701 от 18.12.2014);
- внештатные аварийно-спасательные формирования — организации с ОПО I, II и III классов, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (приказ МЧС России № 999 от 23.12.2005);
- локальные системы оповещения — организации с ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (постановление правительства РФ № 178 от 01.03.1993 и методические рекомендации МЧС № б/н от 24.12.2002);
- запасы продовольственных, материально-технических, медицинских и иных средств (постановление правительства № 379 от 27.04.2000).
Такие организации имеют специальный штат работников:
Численность работающих | Количество освобожденных работников ГО, человек |
---|---|
До 500 человек | 1 |
От 501 до 2000 человек | 2-3 |
От 2001 до 5000 | 3-4 |
Свыше 5001 | 5-6 |
В письме МЧС России от 21.07.2017 № 11-1-2246 разъясняется, кем может выполняться работа по гражданской обороне в организациях, не отнесенных к категориям по ГО: допускается выполнение работы по ГО одним из сотрудников организации по совместительству или ее руководителем на основании приказа по организации. В то же время с 13.12.2020 вступил в силу приказ Минтруда от 27.10.2020 № 748н , которым утвержден новый профессиональный стандарт для специалистов по ГО. Работники с этого момента должны соответствовать ему. В документе приведены требования к образованию: курсы подготовки среднего звена для специалистов со средним профессиональным профильным образованием и дополнительно к ним программы повышения квалификации для специалистов со средним профессиональным непрофильным образованием, к знаниям и умениям. Содержится конкретный перечень трудовых функций: ведение плановых документов, проведение информационной и обучающей работы, курсов, инструктажей, выполнение мероприятий по ГО и защите от ЧС в организациях, разработка решений.
Приведены возможные наименования должностей: специалист по ГО, по защите в чрезвычайных ситуациях, по гражданской защите, по ГО и защите в ЧС, начальник отдела ГО и ЧС и т. д. В документе обозначена основная цель работы — подготовка работников и активов предприятия, производственных фондов к ситуации военного времени и ЧС, защита от опасностей таких форс-мажорных обстоятельств. Эти требования обязательны для работников на предприятиях с присвоенной категорией.
Если периодичность подтверждения, отнесения организации к категории по гражданской обороне не реже 1 раза в 5 лет, то как быть руководителю организации, если:
- организация была отнесена к категории по ГО в 2017 году;
- органы исполнительной власти не направляли руководителю организации уведомлений о включении в соответствующий перечень организаций (документ под грифом «секретно»), отнесенных к категории по ГО;
- на момент проведения проверки организации по направлению ГО и ЧС в ноябре 2022 представителем МЧС России сведения о присвоении категории отсутствовали, и прошло уже более 5 лет;
- выдано предписание МЧС по устранению нарушений, относящихся к категорированной организации по ГО?
«Методические рекомендации по разработке Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти», утв. МЧС №2-4-71-2-11 03.02.2017
«Организационно-методические указания по подготовке органов управления в области гражданской обороны и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2021 год», утв. Минпромторгом 29.01.2017
В целях правильной подготовки организаций предприятий к военной или чрезвычайной ситуации (ЧС) все они делятся на организации с группой по гражданской обороне (ГО) или без нее. Первые внесены в специальный реестр органами исполнительной власти. Порядок классификации регулирует постановление правительства 804 от 16.08.2016, которого нет в свободном доступе. При определении обязанностей по ГО ориентироваться нужно на разъяснения МЧС и закон ФЗ-28 от 12.02.1998.
Как уточнить статус ГО
Перечислим перечень ограничений, с которыми вы столкнетесь, решив самостоятельно ответить на вопрос, как узнать категорию по ГО и ЧС для своего предприятия:
- перечень таких предприятий закрыт, он содержит военную тайну;
- список не опубликован на сайте МЧС или субъекта РФ;
- органы исполнительной власти региона координируют и проводят категоризацию на основе постановления № 804, методических рекомендаций № 2-4-71-69-11 от 11.11.2016 (письмо ГУ МЧС России по г. Москве № 817-1-1-8 от 22.06.2017);
- органы местной исполнительной власти после обновления списков категорированных предприятий в течение месяца доводят их до органов исполнительной власти субъектов.
Обязанности категорированных МЧС юрлиц
От статуса предприятия зависит работа многих служб и систем. Организации с категорией по ГО создают и поддерживают в готовности:
- нештатные формирования для выполнения мероприятий по ГО (приказ МЧС № 701 от 18.12.2014);
- внештатные аварийно-спасательные формирования — организации с ОПО I, II и III классов, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (приказ МЧС России № 999 от 23.12.2005);
- локальные системы оповещения — организации с ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (постановление правительства РФ № 178 от 01.03.1993 и методические рекомендации МЧС № б/н от 24.12.2002);
- запасы продовольственных, материально-технических, медицинских и иных средств (постановление правительства № 379 от 27.04.2000).
Такие организации имеют специальный штат работников:
Численность работающих | Количество освобожденных работников ГО, человек |
---|---|
До 500 человек | 1 |
От 501 до 2000 человек | 2-3 |
От 2001 до 5000 | 3-4 |
Свыше 5001 | 5-6 |
В письме МЧС России от 21.07.2017 № 11-1-2246 разъясняется, кем может выполняться работа по гражданской обороне в организациях, не отнесенных к категориям по ГО: допускается выполнение работы по ГО одним из сотрудников организации по совместительству или ее руководителем на основании приказа по организации. В то же время с 13.12.2020 вступил в силу приказ Минтруда от 27.10.2020 № 748н , которым утвержден новый профессиональный стандарт для специалистов по ГО. Работники с этого момента должны соответствовать ему. В документе приведены требования к образованию: курсы подготовки среднего звена для специалистов со средним профессиональным профильным образованием и дополнительно к ним программы повышения квалификации для специалистов со средним профессиональным непрофильным образованием, к знаниям и умениям. Содержится конкретный перечень трудовых функций: ведение плановых документов, проведение информационной и обучающей работы, курсов, инструктажей, выполнение мероприятий по ГО и защите от ЧС в организациях, разработка решений.
Приведены возможные наименования должностей: специалист по ГО, по защите в чрезвычайных ситуациях, по гражданской защите, по ГО и защите в ЧС, начальник отдела ГО и ЧС и т. д. В документе обозначена основная цель работы — подготовка работников и активов предприятия, производственных фондов к ситуации военного времени и ЧС, защита от опасностей таких форс-мажорных обстоятельств. Эти требования обязательны для работников на предприятиях с присвоенной категорией.
Все юридические лица, государственные и коммерческие, обязаны:
Это требование ст. 9 ФЗ № 28 от 12.02.1998. Цель такой готовности:
Действующее законодательство о гражданской обороне (система защиты населения и материальных активов на случай войны или природных, техногенных катастроф) предусматривает отнесение предприятий, имеющих мобилизационные объекты (заданий и запасов, необходимых на случай ЧС и представляющих опасность возникновения на них ЧС), к категориям ГО И ЧС в зависимости от степени их экономического и оборонного значения.
Все субъекты экономической деятельности, независимо от принадлежности к категории по ГО организаций, обязаны:
В соответствии с законом 28-ФЗ от 12.02.1998 и подзаконными актами, организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, — это юридические лица, которые в силу специфики своей деятельности и экономических показателей имеют особые обязательства по отношению к обороне. Они выполняют мероприятия по ГО за собственный счет и силами работающих.
Приказ МЧС РФ от 28.11.2016 № 632
- Приложение к Приказу МЧС России
- от 28 ноября 2016 года № 632
- Показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне
№ п/п | Виды экономической деятельности | Наименование организации по видам экономической деятельности | Значение показателей | ||||||||
организации особой важности | организации первой категории | организации второй категории | |||||||||
основные показатели | Дополнительные показатели организаций | основные показатели | Дополнительные показатели организаций | основные показатели | Дополнительные показатели организаций | ||||||
объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд и военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год | численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) | объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год | численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) | объем выпускаемой продукции (работ, услуг) дня государственных нужд в военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год | численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. | СЕЛЬСКОЕ И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА | сельскохозяйственные организации, охотничьи и лесные хозяйства | свыше 0,5 / 0,2 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | |||||||
2. | РЫБОЛОВСТВО | рыболовецкие организации | свыше 10 тыс. т | от 5 до 10 тыс. т | |||||||
3. | ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | организации топливно-энергетического комплекса | а) свыше 1 млн. т угля б) свыше 5 млн. т нефти в) свыше 20 млрд. куб. м газа г) свыше 6 млн. т породы (полезных ископаемых) | свыше 0,5 / 0,34 | а) от 0,5 до 1 млн. т угля б) от 1 до 5 млн. т нефти в) от 10 до 20 млрд. куб. м газа г) от 3 до 6 млн. т породы (полезных ископаемых) | от 0,2 до 0,5 / от 0,13 до 0,34 | |||||
организации по добыче полезных ископаемых, кроме организаций топливно-энергетического комплекса | свыше 6 млн. т | от 3 до 6 млн. т | |||||||||
организации по добыче драгоценных металлов (камней) | свыше 20 т золота и (или) 25 т серебра, также драгоценных камней в количестве, равном денежному эквиваленту серебра | от 10 до 20 т золота н (или) от 20 до 25 т серебра, также драгоценных камней в количестве, равном денежному эквиваленту серебра | |||||||||
организации по сжижению регазификации природного газа для транспортирования | переработка свыше 10,0 млрд. куб. м газа | свыше 0,5 / 0,2 | переработка от 3,0 до 10,0 млрд. куб. м газа | от 0,3 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | |||||||
организации по извлечению гелия и сероводорода | свыше 2,0 млрд. куб. м | от 1,0 до 2,0 млрд. куб. м | |||||||||
4. | ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА | организации по производству пищевых продуктов, включая напитки | а) свыше 5 тыс. т пищевых продуктов б) свыше 10 млн. литров напитков | а) от 3 до 5 тыс. т пищевых продуктов б) от 5 до 10 млн. литров напитков | |||||||
организации по обработке древесины и производству изделий из дерева | свыше 0,5 / 0,2 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | |||||||||
организации целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности | свыше 3,5/0,5 | от 0,5 до 3,5 / от 0,2 до 0,5 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||||
организации по производству кокса и нефтепродуктов | свыше 10 млн. т продукции | от 5 до 10 млн. т продукции | — | до 5 млн. т продукции | |||||||
организации химического производства | свыше 2,5/1,6 | от 0,5 до 2,5 / от 0,34 до 1,6 | от 0,2 до 0,5 / от 0,13 до 0,34 | ||||||||
организации металлургического производства и производства готовых металлических изделий | свыше 5,0/2,0 | свыше 100 тыс. т | от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 | от 15 до 100 ты с. т | ОТ 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||
организации по производству машин и оборудования | свыше 5,0/2,0 | от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||||
организации по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования | свыше 5,0/2,0 | от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||||
организации по производству транспортных средств и оборудования | свыше 5,0/2,0 | от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||||
5. | ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ, ГАЗОМ И ПАРОМ | организации по производству электроэнергии (ГРЭС, ТЭЦ, ТЭС, ГЭС, АЭС) | а) свыше 1,2 млрд. кВт-ч в год б) свыше 500 тыс. куб. м воды в сутки | свыше 5,0/2,0 |
|
а) от 0,6 до 1,2 млрд. кВт-ч в год б) переработка свыше 10 млрд. куб. м газа в) хранение свыше 2,5 млрд. куб. м газа. г) перекачка свыше 100 млрд. куб. м газа д) от 200 до 500 тыс. куб. м воды в сутки | от 0,5 до 5,0 / от 0,34 до 2,0 | а) установленной мощностью от 600 до 1200 МВт б) напор воды от 50 до 100 м | а) от 0,3 до 0,6 млрд. кВт-ч в год б) переработка от 5 до 10 млрд. куб. м газа в) хранение от 2 до 2,5 млрд. куб. м газа г) перекачка от 50 до 100 млрд. куб. м газа д) от 50 до 200 тыс. куб. м воды в сутки | от 0,2 до 0,5/от 0,13 до 0,34 | а) установленной мощностью от 300 до 600 МВт |
организации по производству, распределению пара и горячен воды (тепловой энергии) | установленной тепловой мощностью свыше 3000 Гкал/ч | установленной тепловой мощностью от 2000 до 3000 Гкал/ч | установленной тепловой мощностью от 500 до 2000 Гкал/ч | ||||||||
организации по реализации электроэнергии (сбытовые компании) | объем реализации электроэнергии свыше 20 000 млн. кВт ч | свыше 1,0 | сбытовая компания является гарантирующим поставщиком электроэнергии | объем реализации электроэнергии от 10 000 до 20 000 мл и. кВт-ч | от 0,2 до 1,0 | сбытовая компания является гарантирующим поставщиком электроэнергии | |||||
6. | СТРОИТЕЛЬСТВО | строительные организации | свыше 0,5 / 0,2 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | |||||||
7. | ТРАНСПОРТ, СВЯЗЬ И ХРАНЕНИЕ | организации транспорта и связи | свыше 5,0 / 2,0 | от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||
железнодорожные станции | внеклассные | 1 класса | 2 класса | ||||||||
организации трубопроводного транспорта | а) транспортирование по трубопроводам нефтепродуктов (конденсат газовый и газоконденсатная смесь) свыше 300,0 тыс. куб. м б) транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки свыше 100,0 млрд. куб. м | а) транспортирование по трубопроводам нефтепродуктов (конденсат газовый и газоконденсатная смесь) от 100,0 до 300,0 тыс. куб. м б) транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки от 50,0 до 100,0 млрд. куб. м | |||||||||
организации по транспортировке нефти и нефтепродуктов | свыше 0,5/0,3 | площадные объекты с резервуарным парком нефти и нефтепродуктов свыше 500 тыс. т | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,3 | площадные объекты с резервуарным парком нефти и нефтепродуктов свыше 500 тыс. т | |||||||
организации складского хозяйства и вспомогательной транспортной деятельности | а) хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки свыше 300,0 тыс. куб. м б) хранение и складирование газа н продуктов его переработки свыше 2,5 млрд. куб. м | свыше 0,4/0,2 | а) храпение и складирование нефти и продуктов ее переработки от 100,0 до 300,0 тыс. куб. м б) хранение и складирование газа и продуктов его переработки от 2,0 до 2,5 млрд. куб. м | от 0,2 до 0,4 / от 0,1 до 0,2 | |||||||
организации топливно-энергетического комплекса | а) транспортирование по трубопроводам газа свыше 100 млрд. куб. м б) транспортирование по трубопроводам продуктов переработки газа свыше 300 тыс. куб. м | а) транспортирование по трубопроводам газа от 50 до 100 млрд. куб. м б) транспортирование по трубопроводам продуктов переработки газа от 100 до 300 тыс. куб. м | |||||||||
8. | ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | финансовые организации | уставный капитал свыше 50 млрд. руб. | уставный капитал от 30 до 50 млрд. руб. | уставный капитал от 20 до 30 млрд. руб. | ||||||
9. | ОБРАЗОВАНИЕ | образовательные организации | свыше 0,5 / 0,2 | выпускников свыше 1,5 тыс. чел. в год | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | выпускников от 0,2 до 1,5 тыс. чел. в год | |||||
10. | ЗДРАВООХРАНЕНИЕ | организации со стационаром круглосуточного пребывания | свыше 2,0 / 1,0 | свыше 1000 штатных коек* | от 1 до 2 / от 0,5 до 1 | от 500 до 1000 штатных коек* | |||||
организации осуществляющие подготовку (переподготовку) медицинских и фармацевтических специалистов | свыше 2,0 / 1,0 | выпускников свыше 1,5 тыс. чел. в год | от 1,0 до 2,0 / от 0,5 до 1,0 | выпускников от 0,5 до 1,5 тыс. чел. в год |
Категорирование организаций по го. Порядок отнесения организации к категории по гражданской обороне
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Охрана труда»
.
«Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС) нужна, чтобы:
- сохранить жизнь работников и населения в случае войны, аварий, катастроф;
- проводить неотложные действия в очаге катастрофы;
- обеспечить работу объекта в чрезвычайной ситуации;
- не допустить увеличения масштабов катастрофы.
Все организации, как коммерческие, так и государственные, обязаны:
- планировать и организовывать мероприятия по ГО;
- готовить организацию к работе в военное время;
- обучать работников по ГО;
- создавать и содержать в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Чтобы организовать работу по гражданской обороне:
- назначьте уполномоченного в области ГО или создайте структурное подразделение по ГО;
- составьте программы и проведите курсовое обучение работников в области ГО, для этого создайте и поддерживайте в рабочем состоянии учебно-материальную базу;
- разработайте программу вводного инструктажа по ГО;
- проводите вводный инструктаж по ГО с принятыми работниками в первый месяц работы с записью в журнале;
- проводите учения и тренировки по ГО.
Это следует из подпункта «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.
Мероприятия по ГО организация проводит за свой счет (п. 4 ст. 18 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ).
Региональные власти по согласованию с МЧС присваивают категории по гражданской обороне организациям:
- с мобилизационным заданием, или
- высоким риском ЧС, или
- уникальным культурным статусом.
Этим организациям присваивают:
- категорию особой важности;
- первую категорию;
- вторую категорию.
Если организации присвоят категорию по ГО, то ей сообщит об этом соответствующий орган.
Остальные организации считают некатегорированными.
- нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (см. Типовой порядок, утвержденный приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701);
- нештатные аварийно-спасательные формирования — организации с ОПО I, II и III классов, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (см. Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999);
- локальные системы оповещения — организации с ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (см. постановление Правительства РФ от 1 марта 1993 г. № 178 и Методические рекомендации МЧС России от 24 декабря 2002 г. № б/н).
Организации с категорией по ГО, чтобы оснастить нештатные формирования, создают запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379).
- Ответственные за гражданскую оборону в организации
- Назначьте уполномоченного работника по ГО с необходимой подготовкой или создайте структурное подразделение по ГО.
- Количество уполномоченных по ГО зависит от вида организации и численности работников.
- до 1000 человек — один освобожденный работник;
- от 1000 до 5000 человек — не менее двух освобожденных работников;
- от 5000 и более человек — не менее четырех освобожденных работников.
- до 200 человек — один из работников организации по совместительству;
- свыше 200 человек — один освобожденный работник.
Об этом сказано в пункте 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440.
Работники по гражданской обороне:
- планируют и проводят мероприятия по ГО;
- создают и поддерживают в готовности локальные системы оповещения;
- обучают работников организаций по ГО и ЧС;
- создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны;
- проводят мероприятия по поддержанию функционирования организаций в военное время;
- создают и поддерживают в готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Это следует из Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782.
Это следует из пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.
- Квалификационные требования к работникам по ГО см.:
- Например, инженером по ГО и ЧС назначают работника с высшим техническим образованием и подготовкой по специальной программе по ГО и ЧС.
- Дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение по ГО проходят:
- в лицензированных образовательных организациях, например в учебно-методических центрах;
- на курсах гражданской обороны.
Вводный инструктаж по гражданской обороне
Проведите инструктаж в первый месяц после приема нового сотрудника. Для этого разработайте программу вводного инструктажа на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.
Утвердите инструкцию по гражданской обороне и действиям персонала при угрозе ЧС.
Вводный инструктаж проводит работник, ответственный за ГО. Он знакомит нового работника с инструкцией и дает общие знания по ГО. Работник подписывает инструкцию и получает один экземпляр инструкции на руки и хранит на рабочем месте.
- После инструктажа устно проверьте знания работника.
- В журнале вводного инструктажа по гражданской обороне сделайте запись о дате его проведения с подписями инструктируемого и инструктирующего.
- Курсовое обучение сотрудников по гражданской обороне
- Для работников организуют занятия по месту работы по рекомендуемым программам и закрепляют знания и навыки на учениях и тренировках.
Проведите курсовое обучение работников для подготовки к действиям при угрозе военного конфликта или ЧС, которые характерны для района работы и проживания работников. Курсовое обучение проводите ежегодно внутри организации в объеме не менее 16 часов.
Разработайте программу обучения на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.
Программы обучения в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования согласуют с МЧС России.
Работников информируют:
- о поражающих факторах источников ЧС, которые характерны для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;
- порядке действий при сигнале «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»;
- правилах использования средств индивидуальной и коллективной защиты при ЧС, средств пожаротушения;
- порядке действия при угрозе и возникновении ЧС, войны, террористических актов;
- правилах оказания первой помощи.
Для курсового обучения создают учебные группы в количестве не более 25 человек с учетом особенностей должностей и профессий работников.
Занятия проводите в рабочее время ежемесячно в течение года, кроме времени массовых отпусков.
Обучение состоит из теории и практики. На теоретических занятиях сотрудникам проводят лекции по теме с использованием наглядных пособий, обучающих программ, видеофильмов и плакатов.
Практические занятия состоят из тренировок и комплексных занятий. Тренировку проводите, чтобы работники получили навыки использования индивидуальных и коллективных средств защиты, средств пожаротушения и оказания первой помощи.
Комплексное занятие проводите, чтобы работники последовательно отработали действия в конкретной обстановке.
Ответственный за обучение отмечает сотрудников на занятиях в журнале учета. Журналы ведут на каждую учебную группу и хранят в организации в течение года после завершения обучения.
Такой порядок установлен в разделе II примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.
Когда проводят учения по гражданской обороне
Организации проводят:
- комплексные учения;
- командно-штабные учения;
- специальные учения;
- объектовые тренировки по ГО.
Командно-штабные учения |
Специальные учения |
Комплексные учения и тренировки |
|
Продолжительность |
До 3 суток — в госорганах ; до 1 суток — в организациях |
До 8 часов |
До 2 суток (тренировки до 8 часов) |
Периодичность |
1 раз в 2 года — в госорганах |
1 раз в 3 года — с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований |
1 раз в 3 года — в муниципалитетах, организациях с ОПО, ЛПУ, в которых больше 600 коек |
1 раз в 3 года — в муниципалитете |
1 раз в год — с участием формирований постоянной готовности |
1 раз в 3 года — тренировки в организациях |
|
1 раз в год — в организациях |
1 раз в год — тренировки в образовательных учреждениях |
Таблица составлена на основании приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций по решению задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводят при объектовых тренировках (ОТ) продолжительностью до 8 часов (п. 15 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).
Комплексные учения (КУ) продолжительностью до 2 суток проводят 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях — 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов (п. 3 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).
Последние поправки в законах по ГО и ЧС для организаций
4 ноября 2022 года вышел новый закон N 417-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О гражданской обороне» и статьи 1 и 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который вступает в силу с 04.05.2023.
Статья 1, содержащая в основном разные определения, дополняется расшифровкой смысла двух словосочетаний:
— «системы оповещения населения»;
— «оповещение населения»
Далее текст дополнен абзацами о том, что технические системы оповещения нужно реконструировать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию. То же относится к другим объектам гражданской обороны, например, к защитным сооружениям.
Из части 8 ст.1 исключены слова «а также при ведении военных действий или вследствие этих действий», приведены дополнения фраз, выглядящих ранее неоконченными.
Требования к подготовке специалиста
Квалификационные требования к работникам по гражданской обороне приведены в новом профессиональном стандарте 12.009, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.10.2020 г. № 748н. Документ носит рекомендательный характер для частных организаций и обязательный — для государственных и муниципальных предприятий.
О применении профстандартов с 1 января 2020 года смотрите Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584
Требования к уровню подготовки и стажу работников ГО и ЧС смотрите в таблице.
Должность |
Требования к образованию и обучению |
Требования к стажу работы |
---|---|---|
Специалист по ГО Специалист по ГО и ЧС |
Среднее профессиональное или Среднее профессиональное непрофильное образование + дополнительное профессиональное по программам переподготовки, повышения квалификации |
— |
Ведущий специалист по ГО Ведущий специалист по ГО и ЧС |
Высшее (бакалавриат) или Высшее непрофильное образование + дополнительное профессиональное по программам переподготовки |
— |
Главный специалист по ГО Главный специалист по ГО и ЧС |
Высшее (бакалавриат) или Высшее непрофильное образование + дополнительное профессиональное по программам переподготовки, повышения квалификации |
3 года по направлению профессиональной деятельности |
Начальник отдела ГО Начальник отдела ГО и ЧС Начальник управления ГО |
Высшее (бакалавриат) или Высшее непрофильное образование + дополнительное профессиональное по программам переподготовки, повышения квалификации |
5 лет по направлению профессиональной деятельности, из них не менее 1 года — на руководящих должностях |
Какой установлен порядок отнесения определенной организации к категориям по гражданской обороне?
В соответствии с действующими нормативными правовыми актами отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями в отношении организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения. Отнесение иных организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Организации для отнесения к категории по гражданской обороне представляют предложения об установлении категории по гражданской обороне в органы местного самоуправления или федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, государственные компании, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации если деятельность организаций связана с деятельностью этих органов, корпораций и компаний.
Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению находящихся на их территории организаций к категории по гражданской обороне.
Для уточнения сведений по отнесению к категориям по гражданской обороне запрашиваемой организации необходимо обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации, а в случае если деятельность организации связана с деятельностью федерального органа исполнительной власти, государственной корпорации, государственной компании или находится в сфере их ведения, то непосредственно в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, государственную корпорацию или государственную компанию.